Психологическая служба

Цели и задачи психологической службы

Цель – психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе обучения и профессионального самоопределения, а также содействие в реализации личностно-ориентированного подхода к студентам.

Психологическая диагностика

Студентов:

  • Психологическое исследование студентов;

  • Диагностика психологической готовности студентов (1курс);

  • Диагностика причин дезадаптации в колледже (социальной, индивидуальной и т.д.).

Родителей:

  • Диагностика взаимоотношений ребенка и родителей;

  • Обследование.

Преподавательского состава:

  • Анкетирование преподавательского состава;

  • Психологическое обследование преподавательского состава.

Психологическая консультация

Студентов:

  • Определение вопросов дезадаптации студентов в возрасте 15-17 лет в колледже (проблемы в обучении и поведении);

  • Консультирование по психологическому развитию студентов;

  • Консультирование по вопросам взаимоотношений со студентами старших курсов;

  • Семейное консультирование.

Родителей:

  • Консультирование по вопросам взаимоотношений с детьми, обучения и воспитания.

Преподавательского состава:

  • Вопросы социальной дезадаптации и дезадаптации в колледже;

  • Личные и профессиональные вопросы.

Коррекционная работа

Студентов:

  • Индивидуальные психологические занятия со студентами, родителями и педагогами;

  • Осуществление мероприятий по психолого-педагогической адаптации студентов 1 курса в образовательном процессе;

  • Осуществление мероприятий по психолого-педагогическому развитию студентов в образовательном процессе;

  • Проведение занятий по активации процесса самообразования в личностном и профессиональном развитии подростков;

  • Развивающие занятия для детей и родителей.

Психопрофилактическая работа

  • Организация обучения и досуга на основе научных принципов; гармоничное развитие личности;

  • Обучение методам поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях в переходный период;

  • Пагубное влияние алкоголизма на психику ребенка;

  • Профилактика аномалий развития.

Социально-органиазционная работа

     Проведение семинаров для педагогов и социальных психологов для повышения компетенции в вопросах психологии (информационных и обучающих).

     Улучшение психологических взаимоотношений родителей и детей.

     Распространение методических материалов.

     Проведение научных исследований.

     Проведение научно-практических конференций, семинаров.

     Участие в совещаниях методических кабинетов.

     Открытие кабинета и т.д.

                                                   Психологическая работа преподавателей

Педагогический состав:

  • Составление программ психолого-педагогической работы со студентами;

  • Создание психолого-педагогического консилиума;

  • Самообразование

Документация работы психолога

1. План работы на учебный год.

2. Журналы по следующим направлениям:

  • Методические разработки занятий;

  • Консультирование (индивидуальное консультирование детей и родителей);

  • Заключения специалистов.

3. Учебные программы курсов и методические разработки занятий.

4. Учебные курсы по психологии, тематические планы и журнал.

5. Мониторинг результатов проведенных мероприятий.

6. Диагностическая карта студентов и групп.

7. Аналитическая справка по итогам работы за учебный год.

      В 2018-2019 учебном году на каждого поступившего на 1 курс студента была составлена психолого-диагностическая карта. В этой карте содержится информация о психологическом и семейном положении студента.  В результате анализа индивидуальных карт выявлены студенты из группы риска, студенты из неполных и неблагополучных семей.

Психодиагностические исследования

        В 2018-2019 учебном году для студентов 1 курса с целью диагностики уровня подготовки было проведено тестирование по методу  Керн – Йирасека. В исследовании приняли участие 168 студентов. Тест состоит из трех заданий: рисование  мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Основной целью являлось получение информации о психологической готовности студентов: внимательности, логическом  мышлении, кратковременной памяти. 72%  студентов 1 курса показали высокий результат, 11% средний уровень, 17% — низкий.

      Студентам в течение года было предложено пройти тесты по разработанным методикам С.Л. Рубинштейна, Т.Р.Нұрмұхамбетовой «Практическая психология»,  Л.К. Көмекбаевой,  Г. Айзенка. По результатам теста многие студенты показали средний уровень способности к запоминанию, но обнаружили высокие уровни развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

      Для определения уровня адаптации студентам 1 курса был предложен тест «Мой выбор».  В исследовании участвовали 148 студентов 1 курса. Студентам было предложено ответить на 24 вопроса.

Результаты тестирования представлены в таблице.

​  

 Для студентов 2,3 курсов проводится тестирование интеллектуальных и логических способностей по методу  В. Серебрякова. По результатам теста студенты показали высокий уровень логического развития.

Работа со студентами, показывающими низкие результаты тестирования:

Работа со студентами, показывающими низкие результаты по итогам тестирования, проводится согласно разработанному и утвержденному плану.

С целью изучения причин возникновения проблем студентов при изучении учебных дисциплин, повышения познавательной активности, вопросов взаимоотношений со сверстниками, проблем в поведении, когнитивных процессов проводятся тесты и опросы «Причины неуспеваемости», «Интерес к познанию», «Красно-черная таблица», «Неполные предложения».

        В нашем колледже был проведен тест с целью определения способности студентов работать с преподавателями. Для устранения и предотвращения возможности возникновения конфликтов в преподавательской среде был проведен и проанализирован опрос  «Конфликтный учитель». Также преподаватели прошли треннинг «Какой я специалист».

       В настоящее время в колледже отмечается хороший морально-психологический климат. Конфликтов нет. Между студентами и преподавателями, руководителями и педагогическим составом складываются хорошие взаимоотношения.

      Психолог и педагогический состав колледжа в полном объеме обеспечивают учебно-воспитательный процесс, с точки зрения психолога преподаватели осуществляют индивидуальный подход к каждому студенту, родителям.

      В зависимости от результатов совместной работы педагогического состава, психолога колледжа и родителей будет определяться процесс дальнейшего формирования полноценной личности.